НЕДЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОДЫ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ
С 29 июня по 9 июля в Парке искусств Музеон проходил VI Международный Фестиваль Садов и Цветов Moscow Flower Show. Это самая масштабная выставка и неделя высокой моды ландшафтного дизайна в России и прекрасное место для семейного отдыха москвичей и гостей столицы. В этом году темой фестиваля стала «Жизнь в стиле ЭКО». Мы узнаем, как в современных условиях жизни сохранить гармонию с природой и устроить свой садовый уголок и как воплотить эту идею максимально эстетично.
Профессионалы в области ландшафтного дизайна и флористики провели вдохновляющие мастер-классы, представляют живописные цветочные инсталляции и новые сорта цветов — например, входящая в моду гортензия Мельба с ее густыми соцветиями-конусами, по мере цветения превращающихся из молочно-белых в винно-красные. Специально для Фестиваля был выведен новый сорт розы «Роза Москвы».
Moscow Flower Show объединяет более 100 специалистов в сфере ландшафтного дизайна, садоводства и цветоводства из разных стран — в том числе 30 талантливых ландшафтных дизайнеров, чьи сады представлены в рамках конкурсной программы.
Ценители эстетики погрузились в атмосферу выставок Королевского садового общества Великобритании (RHS), полюбовавшись на сады-призеры британских фестивалей — их построят в рамках культурного обмена между Королевским садовым обществом и Moscow Flower Show.
Проект семейного дуэта Екатерины Болотовой и Дениса Калашникова под названием «Молекулярный сад» завоевал золотую медаль и звание Best in Show на фестивале RHS Malvern Spring Festival. Композиционные элементы сада состоят из множества составных частей, символизирующих собой молекулы, из которых и состоит весь наш мир — деревянные скамейки и декоративное панно в виде стилизованного восхода солнца собраны из множества деревянных деталей, расположенных веером.
Почетный гость Moscow Flower Show, представитель французского международного фестиваля садов и цветов Шомон-на-Луаре Клод Паске, чьи работы популяризируют экологичный подход к ландшафтному дизайну и садоводству, показал зрителям, что даже скромный компостер может стать предметом высокого искусства и украшением любого сада. Ландшафтный скульптор представил свой уникальный экологический арт-объект «Champicomposteur», выполненный из металлической сетки в форме гриба, внутри которой находится компост. Эта скульптура-компостер символизирует удивительную способность растений дарить жизнь даже после увядания, превращаясь в плодородные естественные удобрения.
Посетители Фестиваля также смогли отдохнуть от городской суеты и насладиться единением с природой, полюбовавшись на проект, созданный при поддержке всемирно известного питомника Lorberg, — водный сад российского дизайнера Ивана Бугаева «Геометрия природы». Это настоящая модель мироздания в миниатюре: в центре внимания зрителя находится окруженный невысокой изгородью сливоволистного боярышника водоем с круглыми островками суши, расположенными идеально по форме спирали золотого сечения, часто встречающегося в живой природе. На одном из них широко раскинулась ива белая «Тристис». Создавая свой уголок гармонии, Бугаев вдохновлялся творчеством импрессиониста Клода Моне — кувшинки сорта «Белая чаша», устилающие водоем, часто появлялись на безмятежных картинах французского художника. После окончания Moscow Flower Show этот уникальный проект будет передан в дар Морозовской Детской Клинической Больнице и построен на ее территории.
На выставке можно было встретить и сады, не уступающие тонкостью исполнения настоящим произведениям ювелирного искусства. Например, «Сад в яйце» от ландшафтного дизайнера Йонаса Эггера представляет собой композицию, центральным элементом которого является конструкция в виде яйца высотой более трех метров, напоминающая изделия компании Фаберже. Это яйцо, символ зарождающейся жизни, состоит из автоматически раскрывающихся лепестков, которые таят в себе самое хрупкое сокровище нашей планеты - живые растения. В самом сердце конструкции находится водный источник в виде металлического дубового дерева, а внутренняя ее поверхность полностью покрыта зелеными растениями и яркими оранжевыми и бронзовыми гейхерами. На 15-20 минут сад раскрывается, превращаясь в прекрасный цветок, а затем лепестки его на несколько минут смыкаются, и перед зрителем вновь предстает лишь гладкое яйцо на платформе из черного камня — напоминание о том, как пустынна и безрадостна была бы наша планета без живой природы.
Любителям же народных сказаний и древних легенд придется по душе созданный дизайнером Оксаной Хлебородовой загадочный сад «Малахитовая шкатулка», где царят живые камни-драгоценности, выстриженные из горных сосен, топиарные растения в форме языков зеленого пламени и глыбы змеевика, напоминающие огромные изумруды. Все эти бесчисленные богатства покоятся среди папоротника, самого древнего растения на земле, который видел, как зарождались все старые сказки. Международное жюри по достоинству оценило сад Оксаны, присудив автору Золотую медаль Фестиваля и звание Best in Show.
Еще один сад, достойный внимания искушенной публики, называется LIBELLULIDEA, авторы Диана Сабирова и Виктория Чичинадзе. Форма пруда напоминает драгоценную брошь в стиле Ар-Нуво. В этом же стиле создана скульптура женщины-стрекозы, автор которой была вдохновлена знаменитой брошью Рене Лалик. Сад, в котором время останавливается…
Константин Бальмонт. Когда звенит протяжно стрекоза...
Когда звенит протяжно стрекоза,
Июль горит, свой лик воспламеняя.
Повсюду в мире мудрость есть живая,
И радугу хранит в себе слеза.
Глянь, васильки. От Бога – бирюза.
Лазурь средь нивы – сказка полевая.
В композиции сада ландшафтного дизайнера Светланы Чижовой Сoncordia contraria присутствуют противоположные по сути и свойствам элементы, которые вместе, объединяясь, дают гармоничный сад. Это суть жизни, закон Вселенной. Равновесие и гармония возможны только тогда, когда присутствуют мужское и женское, твердое и мягкое, дающее и принимающее, небо и земля. Небо орошает землю и рождается жизнь. Главная цель жизни - продолжение Жизни. Это происходит, когда соединяется противоположное. Очень важно - найти баланс в сочетании контрастов.
Сад британских архитекторов Марка Эвелея и Гиги Кэмерон MANUNKIND состоит из 4х зон или «комнат», представляющих контрастные среды обитания. Садовая тропа приглашает посетителя в путешествие познания через садовые «комнаты» - городскую промзону, безжизненное пространство, лесную местность и дикорастущий сад. Играя смыслом слов Mankind (человечество) и Man Unkind (недобрый человек) в названии сада, архитекторы приглашают нас задуматься о влиянии человека на окружающую среду, природу и последствия наших выборов. Необходимую динамику данной композиции придают скульптуры Виктории Чичинадзе.